Из истории становления профтехобразования России
Ежегодно в России 2 октября отмечают свой профессиональный праздник работники учебных заведений среднего профессионального образования.
История профессионального образования в нашей стране насчитывает более 300 лет, со времен великого реформатора Петра I, придававшего образованию первостепенную государственную значимость, которая была направлена, в первую очередь, на получение подростками профессиональных знаний и технической грамотности. Под его руководством были созданы школы для солдатских детей и введено обязательное обучение духовенства и дворян: именно духовные училища были первыми заведениями профтехобразования.
В период с 1701 по 1721 годы были открыты медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при Тульском оружейном, Уральских и Солонецких заводах. В это же время открывается первая ремесленная школа в Европе «навигационных и математических наук», основанная в Москве 14 января 1700 года.
В этот исторический период ещё не было термина «профтехобразование», но уже существовали предпосылки для его возникновения: при Екатерине II начинают активно развиваться горнозаводские школы (самой крупной была школа в Екатеринбурге, при металлургическом заводе), в 1774 году в Петербурге открывается горное училище, а в 1767 году – первая государственная хирургическая школа.
Наибольший расцвет профтехобразования пришёлся на вторую половину XIX века после социально- экономической реформы Александра III, во времена которого была создана Постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию, установлена единая система разрозненных учебных заведений, которые подразделяли на три типа:
- средние технические училища, (техники- помощники);
- низшие технические училища (рабочие для определенной сферы производства);
- ремесленные училища (определенное ремесло, чаще всего связанное с бытом населения).
С момента создания Советского государства вопросам профессионального образования уделялось приоритетное внимание: в 1920 году издан декрет об учебной профессиональной технической повинности, организованы школы фабрично-заводского ученичества (учеников ФЗУ ласково называли «фабзайчатами»), которые к 1939 году реорганизованы в цехи базовых предприятий.
2 октября 1940 года принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», целью создания было образование единой государственной системы подготовки квалифицированных специалистов и планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих, утверждались два типа учебных заведений: школы ФЗО и ремесленные и железнодорожные училища. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки, приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.
В годы Великой Отечественной войны единство фронта и тыла являлись важнейшими условиями Великой Победы. В суровых условиях проходило изготовление вооружения, боеприпасов, продовольственное снабжение, подготовка людских ресурсов, в том числе и всеобщее военное обучение. Происходит масштабное сокращение числа преподавателей, начинается эвакуация в Сибирь учебных заведений из европейской части государства.
В послевоенные годы ремесленные училища и школы ФЗО были ликвидированы, вместо них правительство создало новую систему обучения профессиями. Учреждались 2 типа профессионально-технических училищ: городские (ГПТУ) со сроком обучения 1-3 года и сельские (СПТУ) со сроком обучения 1-2 года. Система профессионально-технического образования переводилась на единую общеобразовательную базу – 8-летнюю школу.
Со второй половины 1960-х в номенклатуре специальностей, по которым осуществляли подготовку ПТУ, появились профессии, связанные с развитием научно-технического прогресса: рабочие радио- и электронной промышленности, механики по ремонту авиационных приборов, операторы станков с числовым программным управлением.
После введения в 1973 году Закона о всеобщем обязательном среднем образовании учащиеся остальных ПТУ должны были получать среднее образование в вечерних (сменных) школах.
Пик популярности СПО пришёлся на 1981 год, когда число профильных заведений было более 700, а число студентов около 3,6 млн. ПТУ
охватывали 450 рабочих профессий, учащимся полагались стипендия, бесплатное питание различные льготы.
Сегодня рост популярности СПО связан с широкими возможностями профессионального выбора (колледжи и техникумы региона предлагают обучение более чем по 70 образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих и более чем по 130 образовательным программам подготовки специалистов среднего звена).
Почти каждый десятый студент учится по профессиям и специальностям, входящим в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования.
В 2020 -21 гг. региональной системе СПО предстоит решить немало задач, обозначенных в национальном проекте «Образование». Реализация целого комплекса намеченных мероприятий по развитию региональной системы СПО на ближайшее время позволит не только укрепить профессиональные образовательные организации, но и повысить престиж рабочих профессий и специальностей, удовлетворить профессиональные запросы молодого поколения и обеспечить региональную экономику квалифицированными кадрами.